Фильмы гениального режиссера Леонида Гайдая навсегда вошли в копилку Золотого фонда советского кино. Отечественный кинематограф пополнился яркими комедиями, в которых динамичный сюжет удивлял яркой эксцентрикой, а реплики персонажей разбирались на цитаты.
Но успех картин был запрограммирован еще и участием в съемках плеяды знаменитых и талантливых актеров. Из слов знаменитого режиссера Сергея Бондарчука: «Плохая режиссура иногда может быть исправлена хорошей игрой актерского состава». А после он добавлял, что даже гениальность режиссера не скроет провальную игру актеров.
Гений советского кинематографа очень скрупулезно подбирал актерский состав для своих фильмов. Для него были важны не только талант артиста, но и его человеческие качества, характер и поведение. Характер режиссера был крайне неуживчивым, поэтому для многих коллег сотрудничество с ним было тяжелым испытанием.
Гений был чрезвычайно требователен, обижался по пустякам и долго помнил нанесенные обиды. Простые человеческие слабости не чужды любому человеку и знаменитый Гайдай – не исключение. Если актер вел себя неподобающим образом на съемочной площадке или за ее пределами, он переставал приглашать провинившегося в свои картины. Поэтому в его «черный список» попало множество актеров, даже очень талантливых и знаменитых.
Евгений Моргунов
О том, что Гайдай отказывался снимать Моргунова в своих последних фильмах, обсуждали не только в мире кинематографа, но и СМИ. История обрастала множеством приукрашенных фактов, многие из которых были выдуманными и стали легендой.
Из слов свидетелей конфликта следует, что инициатором ссоры был Евгений. Поэтому, как только фильм «Кавказская пленница и другие приключения Шурика» вышел на экраны, последовало заявление режиссера. Он с уверенностью сказал, что продолжение с троицей больше снимать не будет.
После этого инцидента Гайдай был непреклонен и больше никогда не снимал Евгения в своих фильмах. Хотя, поговаривали, что Моргунов безуспешно пытался оправдаться в глазах режиссера.
Арчил Гомиашвили
Для малоизвестного актера Грузии фильм «12 стульев» открыл дверь в мир кинематографа и принес настоящую популярность. Его приглашали сниматься в фильмах известных кинорежиссеров, а московские театры гостеприимно раскрывали перед ним двери.
Характеры у обеих коллег были сложными, но Гайдай был доволен игрой актера и планировал дальнейшее сотрудничество. Не стал между ними камнем преткновения даже тот факт, что Гомиашвили на время переметнулся на съемки в фильме Георгия Данелии «Мимино».
Но Гайдай был сильно возмущен другим поступком артиста. Он обиделся на интервью артиста, которое он дал спецкору одной грузинской газеты. В нем грузин поведал, что гениальный фильм «12 стульев» снял он, а не известный режиссер! Это хвастовство справедливо обидело великого режиссера, ведь грузинский актер приписывал себе все успехи комедии вплоть до построения образов героев. Из слов актера Гайдай просто самоустранился от съемок, и именно Арчиллу пришлось командовать на рабочей площадке.
Может статья и не попала бы в руки режиссеру, так как была написана на чужом языке. Но помог грузинский доброжелатель, который любезно прислал Гайдаю газету с приложенным переводом на русском. Подлость актера выплыла наружу, что заставило знаменитого режиссера навсегда вычеркнуть предателя из своей жизни.
Юрий Никулин
С великим артистом режиссер дружил многие годы. Их связывали разговоры о войне и незаурядное чувство юмора. Общались их жены и дети, много проводили время вместе. В итоге изначально крепкие отношения закончились крахом. Режиссер не любил, когда близкие люди создают ему дополнительные преграды или мешают его планам. А именно такая ситуация и произошла.
Под Юрия Никулина режиссер создавал роль царя Ивана Грозного в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» и отказ актера от съемок нанес Гайдаю тяжелый удар. Режиссер посчитал, что Никулин «отмазался» от съемок, ссылаясь на запрет начальства цирка.
Леонид Иович затаил обиду, потому что прекрасно знал, что у Никулина есть дублер и причина была, мягко сказать, безосновательная. Постарались и совместные друзья, которые нашептали ему на ухо о лукавстве друга.
Это нанесло обиду Гайдаю, ведь для него Никулин был родным человеком, а тот отмахнулся от него по первому поводу. Впрочем, врагами они не стали и продолжали дружить семьями. Но конфликт привел к редкому личному общению и занесению актера в «черный список». Гайдай больше не хотел приглашать его сниматься в своих фильмах.
Андрей Миронов
Леонид Гайдай долго присматривался к этому актеру. По отдельным слухам он даже хотел доверить ему роль Шурика в «Кавказской пленнице». В это время Миронов снимался в других фильмах («Три плюс два», «Берегись автомобиля»), где показал незаурядный талант комического артиста.
В «Бриллиантовой руке» предпочтение было оказано Андрею, хотя в пробах участвовало несколько претендентов. Выбор был удачным и режиссер ни разу о нем не пожалел.
Сыграть Милославского в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» тоже предназначалась Миронову. Актер безоговорочно принял предложение. Но тут злую шутку сыграл отказ Никулина, и художественный совет засомневался в паре Яковлев-Миронов. По их мнению — они не видели в них достойного дуэта.
Миронов, узнав о предположениях совета, согласился на предложение Рязанова сниматься в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России», даже не ожидая окончательного решения Гайдая.
Такого поступка Леонид Иович ему простить не смог. Миронов перестал вызывать у него интерес, как актер, и путь его в последующие фильмы режиссера был закрыт.
Страдали от категоричного характера гения и многие другие актеры. Как то один из них пришел сниматься в слегка пьяном состоянии. Никто бы и не заметил, но гример услышал запах спиртного и доложил об инциденте режиссеру. Невзирая на то, что эпизод получился отличным, режиссер отстранил этого актера от съемок.
Вот из таких маленьких деталей создавались шедевры кинематографа, в которых до мелочей была расписана каждая секунда времени на экране.