Пожалуй, многие туристы попадали в неприятную ситуацию, когда отменяли рейс либо терялся багаж. Такая, казалось бы, мелочь может изменить хорошее впечатление об отпуске, но если знать, как правильно действовать в такой ситуации, можно сохранить собственные нервы и не испортить отдых.
1. Отменили или задержали рейс
Как действовать?
В первую очередь необходимо выяснить на стойке регистрации причину отмены или переноса рейса. Это необходимо узнать хотя бы потому, что российские авиакомпании, согласно законодательству, обязаны выплатить пассажирам в случае поломки судна компенсацию, составляющую не менее 25% МРОТ.
Что касается международного законодательства, пассажирам также положены выплаты по искусственным платежным средствам SDR (1 SDR равен приблизительно 80 руб.). Максимальный размер компенсации составляет 4694 SDR, поэтому стоит воспользоваться таким шансом. Однако здесь все зависит от конкретного нормативно-правового акта, поскольку, к примеру, Монреальская конвенция не настаивает на том, чтобы авиакомпании выплачивали какие-либо издержки пассажирам, поэтому в таких ситуациях придется подавать иск в суд. В России же все внутренние рейсы подчиняются Воздушному законодательству.
Помимо компенсации, можно надеяться также на то, что авиакомпания предоставит напитки (за ожидание свыше 2 часов), еду (ожидание более 4 часов) и даже номера в гостинице с обязательным трансфером до нее, если время ожидание превышает 8 часов в дневное время либо 6 часов в ночное.
Конечно, зачастую авиакомпании не стараются сразу раскошелиться для пассажиров, поэтому, если задержка долгая, необходимо напомнить перевозчикам об их обязанностях либо позвонить на горячую линию авиакомпании.
Если же отмена либо перенос рейса произошли из-за непогоды, терактов либо политических забастовок, компенсация в таком случае не выплачивается.
2. Место в самолете оказалось занято
Такая ситуация называется «овербукинг» или сверхбронирование и происходит из-за того, что авиакомпания не хочет терять средства из-за пассажиров, которые в последний момент отказываются от билета, поэтому продает их больше, чем на самом деле есть посадочных мест. Это довольно частая практика, поэтому многие авиакомпании легко находят выход из ситуации, предложив пассажиру полететь на свободном месте в бизнес-классе либо отправиться следующим рейсом. Со стороны авиакомпании все выглядит довольно удобно, но пассажир оказывается в плохом положении.
Как действовать?
Прежде всего, необходимо получить на стойке регистрации печать об отказе в регистрации с отметкой времени отказа. Авиакомпания обязана возместить ущерб, причиненный по ее вине пассажиру, поэтому, чтобы избежать скандалов, перевозчики зачастую сразу же предлагают туристу компенсацию в виде напитков, питания либо размещения в отеле, в зависимости от того, через какое количество времени будет доступен следующий рейс. В том случае, если место на следующем рейсе оказалось на класс ниже, авиакомпания обязана выплатить пассажиру разницу.
Чтобы избежать таких ситуаций, лучше регистрироваться на рейс как можно раньше.
3. Потерялся багаж
Такие ситуации довольно часто происходят, когда рейсы не прямые, а стыковочные.
Как действовать?
Для начала не следует никуда отлучаться из зала выдачи багажа, поскольку его по ошибке могут передать в место выдачи негабаритного багажа. Если нигде его нет, стоит обратиться к стойке розыска потерянного багажа.
В первую очередь, сотрудники будут искать чемодан или сумку в зале, но если это не поможет, необходимо писать заявление о пропаже багажа, в котором нужно подробно описать его, а также данные о рейсе, на котором летел пассажир. Потерянному багажу обычно присваивается определенный номер, по которому его можно отследить в международной системе World Tracer. Также важно оставить контакты сотрудникам аэропорта, чтобы потом легко можно было связаться.
На поиски багажа обычно уходит 21 день, затем он считается утерянным, а у путешественника появляется право на получение компенсации от авиакомпании, но только в том случае, если все материалы об утере багажа были сохранены.
4. Багаж получил повреждения
Как действовать?
В том случае, если багаж вернули в поврежденном виде, необходимо опять-таки обратиться в ту же стойку розыска потерянного багажа и написать там заявление о порче имущества. Затем лучше всего отыскать представителя необходимой авиакомпании и передать ему претензию о том, на какую сумму компенсации рассчитывает пассажир.
5. Чемодан отправился в багаж, а пассажир опоздал на самолет
Как действовать?
Скорее всего багаж без путешественника не улетит, но о такой ситуации лучше предупредить представителя авиакомпании. В том случае, если багаж оказался в самолете без своего хозяина, он автоматически снимается с рейса и обыскивается.
6. На борту самолета была забыта ручная кладь
Как действовать?
Конечно, вероятны ситуации, когда недобросовестные пассажиры могут присвоить себе чужую сумку, если же сумку все же передали персоналу самолета, то ее в свою очередь передадут в аэропорт, куда прилетел пассажир. Время ожидания багажа в аэропорту будет составлять не более полугода, после этого вещь может быть отдана на утилизацию.