О принципах воспитания знают все, но не все могут применить их в отношении своего ребенка. В результате в некоторых семьях дети вырастают эгоистами. По мнению психологов, наиболее распространенными ошибками в воспитании являются:
1. Дефицит строгости. В этом случае родители позволяют ребенку абсолютно все, стремятся удовлетворить любую его прихоть. Ребенок вырастает наглым, избалованным, неблагодарным. Такие дети относятся к родителям потребительски.
2. Авторитарные методы воспитания. В такой семье ребенку не хватает нежности, ласки и материнского тепла. Родители предъявляют к ребенку завышенные требования, за незначительные ошибки жестоко наказывают. Ребенок живет в страхе, поэтому став взрослым, он отстраняется от родителей. О чувстве благодарности в адрес родителей тут не может идти и речи.
Однако иногда сложно установить истинную причину появления равнодушия и неблагодарности у детей. Иногда одни и те же условия воспитания приводят к совершенно разным результатам. Возможно, описание семейных ситуаций поможет выявить истинные причины формирования негативных черт в характере ребенка.
1. В семье несколько детей. Отец очень строгий, в случае непослушания может ударить ребенка ремнем. Мать много работает. Главная ее забота – чтоб дети были аккуратно одеты и накормлены. Ласки и нежности дети получают мало.
Повзрослев, дети часто говорят родителям слова благодарности, приезжают в гости, помогают по хозяйству. Конечно, не получается каждую неделю навестить стариков, но они их не забывают. Доживать свои дни в доме престарелых родители этих детей точно не будут. Дети никогда от них не откажутся.
2. В семье растут два сына. Родители хотят воспитать их настоящими мужчинами, поэтому вольностей не позволяют, за провинности жестоко наказывают. Родители считают, что сюсюкаться с мальчишками не стоит, так как это не способствует формированию твердого мужского характера. Дети считают, что родители с ними всегда поступают справедливо, обиды или злости на мать с отцом у мальчишек не было никогда.
Парни выросли, создали свои семьи. Родителей, конечно, навещают, но ездят к ним неохотно. Родительский дом не вызывает у них теплых чувств. Визиты ,как правило, длятся не больше часа. Старики чувствуют себя брошенными, обижаются на детей, упрекают их в неблагодарности.
3. Мальчик был единственным ребенком в семье, вся родительская любовь доставалась ему. Но при этом назвать его избалованным никак нельзя: родители далеко не всегда выполняли его сиюминутные желания, много разговаривали с сыном о том, каким трудом людям даются деньги, приучали к домашним обязанностям. За провинности не наказывали, но воспитательные беседы проводили. Родители предоставляли сыну возможность самостоятельно выбирать кружки и секции, хоть иногда это шло в разрез с представлениями родителей о том, чем должен заниматься сын. Учебное заведение и специальность юноша тоже выбрал сам, и в этом вопросе его мнение также отличалось от ожиданий родителей.
Сейчас тот юноша уже взрослый, решения принимает самостоятельно, но каждый день звонит матери, а в выходной обязательно приезжает в гости и не с пустыми руками, а с подарками.
Из описанных ситуаций можно сделать вывод, что на формирование чувства благодарности у ребенка влияет не только стиль родительского воспитания. Если родители уважительно относятся к интересам и потребностям ребенка в детстве, то, став взрослым, ребенок будет благодарен родителям за то, что они позволили ему реализовать свои цели.